Совет Директоров
Вызовы цифровой эпохи.
Цифровая трансформация - это умение с помощью технологий делать «старые вещи» лучше, быстрее, дешевле и одновременно создавать «новые», которые были невозможны прежде.

В течение последних нескольких лет Цифровая Трансформация проникла в каждую организацию. Компании либо уже приступили к стратегическим преобразованиям, либо планируют сделать это в ближайшее время. И если раньше вопрос о необходимости повышать цифровую зрелость был уделом самых смелых, то сегодня можно найти яркие подтверждения прямой зависимости с финансовыми результатами.


Компания Deloitte провела исследование, результаты которого подтверждают, что чем больше цифровая зрелость компании, тем более эффективна она финансово и превосходит средние показатели по отрасли. Уровень цифровой зрелости влияет на повышение эффективности, рост выручки, повышение качества продукта/сервиса, удовлетворенность клиентов и вовлечённость сотрудников.

В результате опроса 1200 компаний из различных отраслей, компании, обладающие более высокой цифровой зрелостью, в 3 раза чаще, чем остальные сообщали о превышении средних по отрасли финансовых результатов как по выручке, так и по прибыли.


Для достижения таких результатов компании стратегически повышают цифровую зрелость в следующих направлениях:

Компоненты цифровой зрелости
  1. Гибкая и безопасная технологическая инфраструктура;
  2. Работа с данными и превращение их в актив организации;
  3. Открытая сеть цифровых талантов, привлекаемая в зависимости от требований бизнеса;
  4. Вовлечение в экосистему на этапах создания и доставки ценности (продукта/сервиса) вместе с партнерами;
  5. Интеллектуальные цифровые бизнес-процессы;
  6. Унифицированный клиентский опыт;
  7. Адаптивность бизнес-модели и калибровка финансовых потоков в зависимости от изменений на рынке.
Красота цифровой трансформации заключается в том, что она потенциально финансирует себя сама: на ранних стадиях мы достигаем снижения затрат и повышения эффективности, а высвобождающиеся ресурсы инвестируем в инновации, новые бизнес-модели и ускорение бизнеса.

Денис Реймер
Ваш цифровой директор
Цифровые технологии прошли три стадии значимости для бизнеса за последние десятилетия. В начале пути они применялись исключительно для поддержки бизнеса и доступа к информации. Затем за счет технологий мы научились оптимизировать наши бизнес-процессы и автоматизировать операции.
Сегодня цифровые компетенции определяют насколько компания конкурентноспособна.

Цифровые навыки, данные и продукты организации являются стратегическим активом и их создание - это трудоемкий процесс, который выстраивается годами.

Сегодня без понимания технологических трендов и готовности компаний к инновациям можно очень быстро оказаться выброшенным на берег амбициозным технологическим стартапом, зашедшим на территорию вашего бизнеса с новым или новой бизнес-моделью. Поэтому стратегическими задачами организации являются не только создание внутренней цифровой компетенции, но и погружение в экосистему вокруг себя с целью выявления новых игроков и технологических команд, которые могут стать частью вашей организации или цепочки создания ценности.


С каждым годом технологии повышают свою значимость внутри организации. Если несколько лет назад шли обсуждения о необходимости включения CIO в состав Совета Директоров, то сегодня мы говорим о необходимости повышения цифровой зрелости Совета Директоров в целом.

В исследовании MIT Sloan School of Management ставилась цель - понять зависимость финансовых результатов от цифровой зрелости Совета и наличия в нем «цифровых директоров», способных на основании своего опыта и образования понимать как технологии повлияют на бизнес компании в следующее десятилетие.


Для этого было проведен анализ доступных данных интервью, биографий, отчетов более 40 000 директоров и с помощью машинных алгоритмов были получены интересные результаты.
У компаний, в которых как минимум 3 цифровых директора в Совете Директоров на 17% выше прибыль, на 38% выше выручка и на 34% выше капитализация. При этом в советах, в которых один или два цифровых директора, такого роста не наблюдается.
Nike является ярким представителем компании формирующей стратегию на базе цифровых технологий. Кроме инвестицийв собственные цифровые платформы, объединенные в рамках стратегии Nike Direct, компания развивает экосистему партнеров и ищет команды для усиления собственных цифровых компетенций. Одно из последних приобретений в 2019 году - компания Celect, предсказывающая на основе данных, предпочтения клиентов.

Такие стратегические решения принимаются на уровне Совета Директоров, состоящем из 12 участников (9 независимых). Ежегодно проводится оценка соответствия директоров определенным навыкам, одним из которых является уровень зрелости в Цифровых Технологиях (Digital / Technology). Таких цифровых директоров в Nike на текущий момент 6:

  1. Тим Кук (с 2005 года) - CEO Apple;
  2. Джон Коннорс (с 2005 года) - вице-президент Microsoft, входит в совет директоров компании Splunk - одного из технологических лидеров по работе с данными;
  3. Элизабет Комсток (с 2011 года) - ex Vice-Chair General Electric;
  4. Мишель Пелусо (с 2014 года) - Вице-президент и CMO IBM;
  5. Джон Донахью (с 2014 года) - возглавлял компании ServiceNow (еще один технологический лидер), eBay и входит в совет директоров PayPal;
  6. Кэтлин Бенко (с 2018 года) - возглавляла практику «Digital Giants» в Deloitte по работе с цифровыми компаниями, а также отвечала за технологический сектор.

Бизнес-результаты компании продолжают расти. По итогам квартала, завершившего 31 августа 2020 года, рост онлайн продаж составил 82%, а итоговые цифры превысили показатели 2019 года, несмотря на сложности связанные с COVID-19.
Стоимость акций Nike и появление Цифровых Директоров в Совете Директоров компании
Стратегия и бизнес-модель организации в будущем неразрывно связана с технологиями. По результатам опроса 12 000 директоров, проводимой NACD в 2019 году 67% считают, чтостратегия их компании изменится в течение следующих 5 лет.


Поэтому все чаще при Советах Директоров стали появляться Комитеты по Цифровым Технологиям. Особенно это видно в финансовой сфере, как одной из первых отраслей столкнувшейся с необходимостью противостоять финтех-стартапам и технологическим компаниям.

Какие шаги должны предпринять действующие Советы Директоров, чтобы вывести компанию на новый уровень?

Совет Директоров. План действий
1
Включите в Совет новых независимых цифровых директоров
2
Сформируйте комитет по Цифровым Технологиям
через который Совет будет получать актуальную информацию о цифровой зрелости компании, клиентском опыте, экосистеме, технологиях и связанных с ними рисками;
3
Повышайте цифровые компетенции Совета
в разрезе новых бизнес-моделей, инноваций и технологий, способных повлиять на вашу организацию в следующее десятилетие;

4
Сфокусируйтесь на технологиях как на стратегическом драйвере
в разрезе повышения качества обслуживания клиентов, улучшения бизнес-процессов, обеспечении позиции внутри цепочки создания ценности и поиске технологий для достижения этих результатов;

5
Соблюдайте баланс! 
Цифровая трансформация должна высвобождать ресурсы за счет применения технологий к текущей деятельности и перераспределять их на инновации и поиск новых бизнес-моделей, которые придут на замену существующим в течение следующих 5-10 лет.
Выводы
1

Стратегия организации опирается на цифровые технологии и ограничивается уровнем цифровой зрелости всей организации.

2

Цифровые компетенции - стратегический актив организации, формирующиеся на уровне Совета Директоров.

3

Компании, у которых в Совете Директоров присутствует директора с цифровыми навыками и опытом, превосходят конкурентов по финансовым показателям.

А ваша компания готова к новой цифровой реальности?